Снятие напряженна, т.е. расслабление кратко. Успешно обучать детей релаксации можно лишь при совместной нашей работе. Большое значение имеют домашние тренировки. С ребенком дома должен заниматься один и тот же человек. Только при регулярном проведении релаксации дети смогут полнее почувствовать ее благотворное воздействие на речь и нервную систему. Днем внушение проводится также, как и на логопедическом занятии, т.е. дети сидят в позе покоя с закрытыми глазами. Вечером перед сном внушение проводится в спокойной обстановке. Освещение притушено. Ребенок лежит на спине с закрытыми глазами. Руки слегка согнуты в локтях, располагаются вдоль туловища ладонями вниз, ноги свободно вытянуты. Взрослый садится рядом Спокойно медленном, тихим голосом произносится соответствующие формулы, выдерживая паузы. Для усиления эффекта расслабления можно легко поглаживать грудь и руки ребенка/от плеча вниз/, чуть касаясь их пальцами.
Желательно, чтобы во время вечернего сеанса релаксации состояние покоя и расслабленности переходило в естественный сон. Наблюдая за ребенком, можно еще больше замедлять темп речи, еще длительные делать паузы, тише говорить, как бы имитируя наступление сна. Последние фразы внушения будут звучать не так, как днем. "Мы спокойно отдыхаем ли. . ." произносится "Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем..."
Важнейшее условие правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляется через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.
Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого во воздуха и сила выдоха зависят от воли человека, от смысла и направленности установлено, что наиболее правильным/удобным/ для речи является диафрагммально - реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы /легкая улыбка/. При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воз воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, т.е между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох - длительный, плавный. Но важно чтобы ребенок сразу же после речевого вдоха начинал говорить на длительном речевом плавном выдохе.
Необходимо специально тренировать длительный речевой выдох . В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный выдох. Обязательно следить, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.