В любом возрасте, в любом месте пальчиковые игры помогают общаться с детьми. Помимо общения они незаменимы для развития мелкой моторики, воображения, тренировки памяти и, конечно, речи. Помимо этого всего они доставляют удовольствие и вызывают улыбку, а поэтому помогают легко занять ребёнка в транспорте или, к примеру, отвлечь в поликлинике. Родители, которые играют с малышами с рождения, только за первый год заучивают наизусть довольно много стишков и игр, которые постепенно усложняются, приобретают новые оттенки, то есть растут вместе с детьми. Благодаря такой семейной традиции общение всегда радует, а взаимопонимание между детьми и родителями усиливается с каждой игрой. Не говоря уже о том, что к 10-12 месяцам дети могут с радостью выполнять многие пальчиковые игры самостоятельно.

Существует громадное количество игр для пальчиков и так называемых жестовых игр, когда руками изображаются животные, предметы или действия. Как же играть с малышом, когда он только родился и ничего подобного еще не умеет? Очень просто! Вы — главный игрок, а малыш слушатель и наблюдатель. Чем эмоциональней и веселее ваш рассказ и представление, тем больше это понравится ребёнку. Если вы просто читаете речитативом текст, без мимики и соответствующего тембра (громче, тише, быстрее, медленнее), то при повторной попытке поиграть с малышом, это у вас уже вряд ли получится. Первый раз игра в любом случае впечатлит только на какое-то время, поэтому чтобы продолжать играть постоянно, она должна ещё и запомниться в её завершении. Для этого в конце игры стоит обязательно похвалить ребёнка, что усилит эмоции.

Что касается конкретно пальчиковых игр, то для грудничков они начинаются с массажа каждого пальчика и ладошек, поэтому подбираются стихи, состоящие как минимум из 6 строчек. Лучше длиннее, чтобы успевать массировать, а не только касаться пальчиков. Эти действия полезны с самого рождения, когда ручки малышей часто сжаты в кулачки. И не забывайте о ладошке — есть много стишков, которые вам в этом помогут. Зазубривать все стихотворения совсем не обязательно. Для начала достаточно развесить текст в разных местах квартиры, где вы бываете с малышом: пеленальный столик, кроватка, ванна, игровой центр и так далее.

Со временем вы увидите предпочтения ребёнка. Нет ничего страшного в том, что одно стихотворение не производит впечатления, ведь обязательно найдётся то, которое понравится. Выберите самые любимые, по вашему мнению, и начните их усложнять. Текст изменять не обязательно, стоит ввести новые жесты и действия, которые малыш быстро освоит и сможет делать самостоятельно. Естественно, сначала надо показать всё своими руками, частично вовлекая ручки и пальчики ребёнка. А уже, исходя из индивидуального развития моторики, можно более настойчиво предлагать делать всё малышу. В итоге задача в том, чтобы ребёнок самостоятельно выполнял все действия, а не вы за него.

Слово настойчиво никак не означает давление или напор с вашей стороны: всё должно быть с удовольствием и весело. Если малыш показал один пальчик и отвернулся, то не стоит требовать от него показать все остальные. Можно быстро перестроиться на другое стихотворение или вдруг заменить стихотворную форму на простой рассказ, что привлечёт малыша, и он продолжит показ. Если ребёнок не реагирует, то возможно его не впечатляет происходящее, ему уже надоело или у него не получается сделать требуемое. В каждом случае подход разный, и только ваша интуиция и взаимопонимание помогут найти правильное решение.

В любом случае без терпения не обойтись. Несколько раз рассказанное стихотворение никак не означает, что малыш всегда будет рад пальчиковым играм. Это занятие должно быть постоянным в вашем ежедневном режиме и доставлять всем удовольствие. Начать играть не рано даже в роддоме и не поздно, когда малыш уже давно учится в школе. Конечно, игры будут разные, подход тоже, но телесный контакт, понимание и смех всегда сыграют только положительную роль в ваших отношениях.