Вторник, 21.11.2017, 01:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Логопедический кабинет Козуб Л.В. 



Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекция мышечного тонуса и дизартрии при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич (ДЦП) - определение, эпидемиология
   ДЦП – гетерогенная группа клинических синдромов непрогрессирующих неврологических расстройств, формирующихся в результате недоразвития и поражения мозга в раннем онтогенезе.
   Распространенность ДЦП – 2 на 1000 новорожденных

Синдромология ДЦП
   1. Синдромы двигательных нарушений:
   • пирамидные;
   • экстрапирамидные;
   • корковые;
   • мозжечковые   

2. Синдромы речевых расстройств:
   
• задержка речевого развития;
   • дизартрия:
   - псевдобульбарная;
   - экстрапирамидная;
   - мозжечковая

3. Синдромы психоэмоциональных и когнитивных нарушений

4. Синдромы зрительных, слуховых и иных сенсорных расстройств; судорожные синдромы

Классификация ДЦП (К.А. Семенова, 1978)
   
Спастическая диплегия
   Двойная диплегия
   Гиперкинетическая форма
   Атонически-астатическая форма
   Гемиплегическая форма

Классификация ДЦП (Л.О. Бадалян, 1983)
   
Формы ДЦП раннего возраста
   
• Спастические:
    - гемиплегия
    - диплегия
    - двусторонняя гемиплегия
   • Дистоническая
   • Гипотоническая

Формы ДЦП старшего возраста
   • Спастические:
    - гемиплегия
    - диплегия
    - двусторонняя гемиплегия
   • Гиперкинетическая
   • Атактическая
   • Атонически-астатическая
   • Смешанные:
    - спастико-атактическая
    - спастико-гиперкинетическая
    - атактико-гиперкинетическая   

Структура ДЦП
   Семиологическая структура ДЦП
   • Спастические формы ДЦП
   • Другие формы ДЦП (гиперкинетическая, атактическая, атонически-атактическая, смешанные)
   Структура спастических форм ДЦП:
   - диплегия
   - гемиплегия
   - двойная гемиплегия

Нейрофизиологические механизмы двигательных нарушений при ДЦП
   
• Задержка редукции безусловных рефлексов.
   • Высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтных рефлексов.
   • Ослабление тормозных влияний на сегментарные структуры ствола и спинного мозга (g-системы и тонические a- мотонейроны).
   • Нарушение последовательного становления постурального рефлекторного механизма (реакций выпрямления и равновесия).
   • Гиперактивность тормозных центров ствола головного мозга (как следствие устранения мозжечкового контроля).
   • Нарушение реципрокной иннервации (торможение мыщц-антагонистов при возбуждении агонистов).
   • Недостаточное подключение мышц-синергистов.   

Критерии диагностики дизартрии при ДЦП
   
• нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков,
   • наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движениях языка);
   • замедленный темп артикуляционных движений;
   • трудность в переключении артикуляционных движений;
   • наличие просодических нарушений;
   • нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства.

Критерии экстрапирамидной дизартрии:
   - изменения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
   - наличие насильственных движений (гиперкинезов);
   - нарушения проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, нарушения эмоционально-двигательной иннервации;
   - объем движений в мышцах артикуляционного аппарата может быть достаточным;
   - отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.

Критерии псевдобульбарной дизартрии:
   - повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности;
   - ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата;
   - сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, небного рефлексов;
   - синкинезии;
   - язык напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен, произвольные движения языка ограничены;
   - нарушение произношения наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, сочетание с искажением произношения и других звуков, с нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто – со слюнотечением.   

Основные компоненты реабилитационной терапии при спастических формах ДЦП
   Средства, корригирующие мышечный тонус:
   
• оральные миорелаксанты (толперизон, баклофен, тизанидин)
   Терапевтические преимущества толперизона: поливалентное действие, отчетливый пролонгированный миорелаксирующий анальгезирующий эффект, достаточное “терапевтическое окно”, минимальный седативный эффект, минимум побочных реакций.
   Механизмы действия и основные лечебные эффекты толперизона: миорелаксирующее; мембраностабилизирующее; местноанестезирующее; атропиноподобное М-холиноблокирующее, a-адреноблокирующее; периферическое сосудорасширяющее.
   • магнитотерапия,
   • рефлекторный массаж,
   • иглорефлексотерапия,
   • микроволновая рефлексотерапия,
   •ортопедохирургические операции (невротомия, ризотомия и пр.),
   • нейромышечные блокады.

Средства коррекции контрактур и деформаций ОДА:
   
• хирургические,
   • кинезотерапия,
   •мануальная терапия.

Средства, способствующие формированию составляющих нового двигательного стереотипа:
   
• кинезотерапия, методы проприоцептивной коррекции "Адель", "Гравистат",
   • ДЭСМ,
   • нейрометаболическая терапия:
   - пиритинол
   - инстенон
   - пантогам
   - глицин   

Логотерапия
   
• Педагогическая диагностика речевых расстройств.
   • Создание психологической базы речи: стимуляция и развитие памяти, внимания и мышления.
   • Стимуляция и развитие активной речи.
   • Стимуляция, развитие и коррекция понимания обращенной речи.
   • Развитие словарного запаса.
   • Развитие и коррекция фразовой речи.
   • Коррекция нарушений:
    - звукопроизношения
    - голоса
    - темпо-ритмической организации
    речи
    - письма и чтения.
   Музыкальные и логоритмические занятия:
   
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
   • речевые и дыхательные упражнения, способствующие формированию правильного артикуляционного уклада;
   • пение с обучением элементарной музыкальной грамоте;
   • музыкально-ритмические упражнения;
   • слушание музыки;
   • игры;
   • упражнения на переключение внимания;
   • музыкотерапия.

Категория: Мои статьи | Добавил: ADMIN (06.11.2009)
Просмотров: 3022 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

НАШЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 
Врач остеопат Лесцов А.Н. 

Врач невролог Перко Андрей Брониславович